
Бывший доходный дом П. М. Станового, построенный в 1909 году по проекту зодчего Крыжановского, уникален для Петербурга: в городе практически не сохранилось зданий в стиле модерн с элементами неорусского стиля.
ИСТОРИЯ ВЛАДЕНИЯ ДОМОМ
Владельцем необычного дома был выходец из новгородских крестьян потомственный почетный гражданин Павел Становой. «Социальный лифт» вознес его на вершину столичного олимпа: Павел Становой стал гласным (депутатом) Городской думы.
Доходный дом Станового был как раз одним из наиболее ярких образцов «псевдорусского» стиля в жилых зданиях. Дмитрий Крыжановский за первое десятилетие XX века этот зодчий построил больше сотни домов, определивших облик Петербурга эпохи модерна; дач, коттеджей и даже несколько церквей. После революции он остался в России, поработал первым начальником Народной милиции в Петрограде и строил укрепления во время Гражданской войны. Затем он на несколько лет перебрался в Вологду, а затем стал преподавать архитектуру в Ленинграде, строил жилые дома. После начала войны занимался спасением памятников архитектуры в осажденном городе, но зимой 1942 года умер от истощения.
Что касается жильцов, то едва ли не самым известным из них был литературовед и педагог Василий Келтуяла. Дом, оформленный в духе древнерусского зодчества, вероятно, как нельзя лучше подходил для него. Важнейшие работы Келтуялы были посвящены изучению устного народного творчества Руси и древнерусской литературы. Он подготовил курсы лекций и пособие для самообразования по истории литературного наследия Древней Руси, занимался исследованиями важнейшего литературного памятника – «Слова о полку Игореве».
СТРУКТУРА ДОМА
Этот шестиэтажный доходный дом на углу Мытнинской и Старорусской улиц в районе Песков (так назывался район Рождественских, ныне Советских, улиц) похож на невероятно увеличенный в размерах новгородский терем. В створе Полтавской и продолжающей ее Мытнинской улиц оно хорошо видно с Невского проспекта – с расстояния более полукилометра.
Своей постройкой Крыжановский как будто отвечал на развернувшуюся в те годы на страницах архитектурной периодики дискуссию, можно ли применять мотивы допетровской русской архитектуры для многоэтажных домов. Построенные в период эклектики «грузные здания» в русском стиле подвергали острой критике за обилие декора и слишком маленькие окна, отбирающие у жильцов и так дефицитный в Петербурге солнечный свет. Выход видели в том, чтобы откинуть прочь увлечение деталями и вспомнить о «красоте здания как целого». Так на архитектурную сцену вышел неорусский стиль.
Терем на Мытнинской стал первым в Петербурге многоэтажным жилым зданием в неорусском стиле. Большинство окон лишено наличников; кое-где над проемами тянутся традиционные для новгородского зодчества изящные криволинейные карнизики – «бровки». Фасады украшены скупым «выемчатым» орнаментом в новгородском духе: декор не выступает из стены, а как бы вырезан в ее толще. Этот мотив перетекает и внутрь здания. Лестничная клетка в плане напоминает нераспустившийся бутон тюльпана. По ходу лестничных маршей тянется лента орнамента, выбранного в виде цветов и елочек.
ОПИСАНИЕ ДОМА:
Первоначально все подъезды парадного фасада дома имели резные деревянные двери, по бокам каждой из которых сидели пары небольших сов. В советское время большая часть деревянной фурнитуры постройки сохранилась, однако за последние десятилетия почти вся она была уничтожена. В частности, из примерно десятка сов, прежде «гнездившихся» на памятнике, сегодня осталось лишь две, причем обе они одиноки — они украшают разные подъезды, одна из птиц почти не видна за многочисленными слоями краски.
Дом утратил почти все элементы деревянного декора, в том числе сов. Рамы и двери эпохи модерна заменены на пластиковые.
Прекрасные формы окон отдаленно напоминают кокошники, а в рисунке решеток лестниц повторяющийся элемент павлиньего хвоста. Бордюр из елочек и цветов по верху напоминает кайму рушника.
Некоторые считают, что Крыжановский решил выбрать «псевдорусский» стиль в строительстве, поскольку рядом находится Церковь Шестаковской иконы божьей матери, выполненная в схожей стилистике. На самом деле национальные черты присутствовали в большинстве зданий Крыжановского того времени. При этом элементы старины на фасаде присутствуют в ограниченном количестве — вроде изразцов, формы окон и башенки. Внутри здания тоже присутствуют элементы «псевдорусской» стилистики: изразцы, плитка, перила. Двери подъездов украшены резьбой «под старину», увы, большая часть из них не дожила до наших дней. Еще в парадной есть второй выход, ведущий в совсем маленький (два на два метра) дворик.
К русскому стилю можно отнести лишь декоративное убранство дома, однако дом не перегружен им, как часто бывает в домах построенных в «петушином» стиле.
Здание считается выдающимся образцом петербургского модерна, в его облике использованы одновременно неорусский стиль и приемы скандинавского национального романтизма. Постройка имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ДОМА
По воспоминаниям жильцов, во время блокадных обстрелов одна из бомб упала так близко, что дом как будто подскочил, а затем вновь осел, с чем некоторые жильцы связывают существующие ныне трещины. Но добротно построенное здание устояло.
«Псевдорусский» стиль стал популярен в России после восшествия на престол Александра III (считавшегося многими «самым русским из царей»). Все эти изразцы, церкви в стиле допетровской эпохи, эпические мозаичные панно — не было другого времени, когда национальный колорит проявлялся в архитектуре так явно, не превращаясь при этом в откровенный лубок.
Некоторые считают, что Крыжановский решил выбрать «псевдорусский» стиль в строительстве, поскольку рядом находится Церковь Шестаковской иконы божьей матери, выполненная в схожей стилистике. На самом деле национальные черты присутствовали в большинстве зданий Крыжановского того времени. При этом элементы старины на фасаде присутствуют в ограниченном количестве — вроде изразцов, формы окон и башенки. Внутри здания тоже присутствуют элементы «псевдорусской» стилистики: изразцы, плитка, перила. Двери подъездов украшены резьбой «под старину», увы, большая часть из них не дожила до наших дней. Еще в парадной есть второй выход, ведущий в совсем маленький (два на два метра) дворик.
К началу XXI века дом растерял не только разноцветные стекла, но и часть декора. Со своих насестов на дверях парадных «улетело» большинство деревянных сов, осыпается штукатурка.
Текст: Овсянникова Лидия
Фотографии: Добродеев Дмитрий