Адрес: пл. Островского, 5
Архитекторы: Басин Н. П. , Никонов Н. Н
Год постройки: 1878-1879
Стиль: Неорусский
Николай Басин был известным архитектором. Он получил образование в Императорской Академии художеств и прошел стажировку за границей. Уже первый проект принес Басину успех: зодчего удостоили звания академика архитектуры. За годы своей деятельности он построил свыше 20 зданий – особняки, государственные учреждения, доходные дома. Архитектор работал в разных городах, но большинство своих творений он создал в Петербурге.
С его именем связано немало строений в Санкт-Петербурге. Именно он не побоялся стилевого столкновения с окружающими его здание памятниками архитектуры и создал проект в модном тогда «русском» стиле. Тогда стали появляться шедевры русского зодчества, которые, впитав европейский опыт, выдавали и свою удивительную фантазию.
ИСТОРИЯ ВЛАДЕНИЯ ДОМОМ
В конце восьмидесятых годов XIX века Басин воздвиг собственный доходный дом. Для этого приобрел участок в центре города – на углу Александрийской площади и переулка Крылова.
Басин не побоялся стилевой конфронтации с окружающими постройками и создал свое детище в неорусском стиле. Дом построили в течение года. По завершении строительства здание осыпали восторженными отзывами, и причина тому – тогдашняя мода на народнические идеи и русскую культуру в архитектуре. Впрочем, в некоторых кругах нарушение сложившейся эстетики вызвало немало споров и осуждений.
Архитектор являлся единственным хозяином доходного дома до начала Октябрьской революции. После его смерти и в связи с происшедшими в России переменами дом был национализирован.
Планировка дома была достаточно разнообразной. Его привлекательность сразу же оценила зажиточная публика: преуспевающие купцы, генералы, чиновники высших рангов, аристократы. И это понятно: считалось, что на площади с Аничковым дворцом комнат для людей с малым достатком быть не может. И сегодня большинство квартир сего респектабельного дома занимает творческая элита.
СТРУКТУРА ДОМА
Ярким силуэтом среди общих застроек в классическом стиле или в стиле неоренессанса площади Островского выделяется дом Басина. Здание совсем не вписывается в ансамбль площади, но в оправдание архитекторов стоит отметить, что они и не ставили перед собой такую задачу.
Пятиэтажное здание имеет два фасада, что придает ему объемность, позволяющую соперничать с соседним зданием театра. Еще больше объема добавляют дому эркеры (особенно угловой), увенчанные башенками. Очевидно, что в основе архитектурного решения лежит древнерусское зодчество. Каменное «узорочье» создает богатую пластику фасадов. Множество деталей украшают фасад, наличники, сандрики, колонки, венчающие карниз кокошники. Все фасады щедро украшены лепниной, воспроизводящими декоративные мотивы русской деревянной резьбы и вышивки. Лепные узоры здания напоминает деревянную церковь.
Живописный силуэт, насыщенность декора выделяют дом в окружающей застройке. При этом весь его величественный изумительный облик просто напросто игнорирует ансамбль Александринского театра, и в целом вида площади. Ведь остальные здания построены в стиле классицизма. Несмотря на это, дом Н.П. Басина включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения и является памятником архитектуры.
ОПИСАНИЕ ДОМА:
Прежде всего дом удивляет сложностью декора, присущего неорусскому стилю. В те годы «русский стиль» входил в моду и стали появляться шедевры русского зодчества. Фасад богато украшен множеством деталей, лепниной. Особое украшение фасада дома – рельефные петухи. Все это напоминает декоративные мотивы русской резьбы и вышивки. Кстати, часто такой стиль архитектуры называли «петушиным». Особый колорит зданию придают арочные окна разных размеров и красноватый цвет. Здание несколько раз меняло свой оттенок при проведении фасадных работ: от насыщенного холодного песочно-рубинового до кирпично-розового.
Дом Басина словно стремится выбиться из общего ряда и громко заявить о себе при помощи ярких украшений на фасадах дома — рельефных изображений петухов, словно сошедших со стен русских теремов и другим декоративным элементам. На откровенную «русскость» в отделке также намекают различные детали: кокошники, столбики-кубышки, лепнина, напоминающая резьбу по дереву или традиционную вышивку на скатертях в барском деревенском доме.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ
Некоторые исследователи утверждают, что многие элементы дома, такие как резные «полотенца», кокошники, столбики-кубышки, сделаны по рисункам архитекторов Н.Н.Никонова и И.П. Ропета, которые считались знатоками «русского стиля».
С постройкой «каменного терема» на площади у театра связана петербургская легенда. Поговаривали, что император Александр III, увидев только построенный шедевр Басина, решил продолжить возрождение национальных традиций и отрастил бороду! А вслед за этим переодел армию в шаровары и высокие сапоги. На самом деле неизвестно, стало ли появление в Петербурге необычного дома поводом для царского указа о военной форме, но легенда красивая. Петербуржцы пересказывали эту историю довольно долго, а служивый люд был несказанно счастлив избавлению от прежних укороченных мундиров и тесных штанов.
Когда в 1879 году дом был построен, в него заселились зажиточные купцы и люди с прочным финансовым положением. После революции в доме неоднократно сменялись жильцы, впрочем, как и история за его окнами. Сейчас здесь живут представители интеллигенции: работники театра, режиссёры и артисты.
Текст: Овсянникова Лидия
Фотографии: Добродеев Дмитрий