
История владения домом
Доходный дом А. Я. Барышникова расположен на улице Марата. Изначально, ещё во второй половине XIX века, на участке под номером 31 стояло каменное трёхэтажное здание, принадлежавшее графине Орловой-Чесменской, в последующие годы дом перешёл во владение М. Э. Клейнмихель. На исходе XIX столетия дом приобрёл мануфактурный торговец А. Я. Барышников, вскоре решивший сделать его более комфортабельным и современным. Создание проекта нового здания поручили петербуржскому архитектору В. В. Шаубу перестроить его. По составленному им первоначальному проекту, это должен был быть обычный для того времени дом, построенный по основным канонам эклектического стиля. Позже к проекту присоединился сын владельца, инженер путей сообщения А. А. Барышников. Он переработал первоначальный проект. Сперва он помогал Шаубу, а затем самостоятельно завершил отделку. Не затрагивая самого уже построенного дома (лепнина размещалась на местах, намеченных еще Шаубом), он резко меняет стиль отделки в духе входящего в моду модерна.
Постройка была начата 23 августа 1897 г., первоначально по проекту арх. В. В. Шауба, который имел наблюдение за нею до 28 сентября 1898 г. Первоначальный проект фасада, составленный в его ателье, помещен в тексте. Во время ведения постройки архитектором Шаубом, постоянное наблюдение за нею имел инженер путей сообщения А. А. Барышников, которому принадлежат все расчеты устойчивости и прочности, проект расположения железных балок, проект расположения связей, расчеты цилиндрических сводов, плоских сводов и сводов с цельнорешетчатым металлом. Затем заведывание постройкой перешло к А. А. Барышникову, которому принадлежат как детали плана, так и все художественные работы, в том числе и внутренняя отделка, по духу соответствующая тому новому направлению в архитектуре, к которому принадлежит фасад.
Спустя год заведовать отделкой нового дома стал Александр Барышников. Будучи по основному роду деятельности инженером, также он был известен не только как архитектор, но и как талантливый художник и театрал.
В начале ХХ века в доме размещалась штаб-квартира Императорского Русского театрального общества, которое возглавлял великий князь Сергей Михайлович. В 1910 г. в кв. № 1 въехало издательство «Шиповник». С издательством сотрудничали Иван Бунин, Александр Блок, Леонид Андреев, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко и Саша Черный. Перед революцией в доме находилась Школа балетного искусства братьев Чекрыгиных.
Декор фасада
Структура дома
К сентябрю 1898 года дом был уже возведен вчерне и имел вполне типичную для доходных домов композицию — монотонный симметричный фасад с тремя едва намеченными ризалитами и широкими витринами магазинов на первом этаже.
Постройка представляет из себя доходный дом, состоящий из 22 квартир (из коих одна квартира домохозяина, занимающая площадь трех обыкновенных квартир по 8 комнат), 4 магазинов, помещений для дворников и швейцаров, прачечной в 5 этаже, отдельных для каждой квартиры чердаков и дровяных подвалов. Из 21 сдаваемой в наем квартиры, 15 состоят из шести комнат, передней, кухни, людской, ванной, помещения для гардероба и 2 ватерклозета английской системы. В каждой ванной имеется умывальник. Пять квартир имеют три комнаты, переднюю, кухню, ванну с ватерклозетом и людской ватерклозет; наконец, одна квартира в 5—м этаже имеет лишь 2 комнаты, переднюю и кухню.
Квадратное содержание дворового места составляет 483 квадр. Саж., из коих под постройкой 383 квадр. Саж.; стоимость постройки (без земли) 280 000 рублей.
Барышников занимался мелкими деталями здания, руководил художественными работами по его оформлению, в том числе внутренней отделкой помещений. Форма дома достаточно проста, без каких-либо излишеств. В то же время нельзя не отметить, что внешний фасад здания украшен пышными и мастерски исполненными декорациями. На фасадах присутствуют лепные украшения, посвященные теме цветов и растений, что характерно для зданий стиля модерн. Тема болота, использованная при оформлении дома Барышникова, по своему духу весьма близка Петербургу, и расцвела на фасадах пышным цветом. Особенно примечательны сохранившиеся до наших дней травленые витражи в парадной. Их нужно внимательно разглядывать, поскольку сверху их закрывают многочисленные слои краски, под которыми угадывается изначальный болотный пейзаж.
Дом оснащен лифтом, а лестницы украшены узором из лилий. Когда-то в тамбуре и дверях квартир стояли стекла, возможно, они еще кое-где сохранились.
Лепные украшения, по готовым в натуральную величину рисункам изготавливались в мастерской И. П. Коноплева, в то время как штукатурными работами заведовал Ф.М. Горшков, а столярные заказы выполнялись в компании «Петра Беляева наследники». Живописные работы принадлежат кисти самого Александра Барышникова, и при участии малярного мастера Г. Яковлева; стекла выполнены, по готовым в натуральную величину рисункам, фирмою К. Бъерклунд и Ко; кузнечные работы В. Палеховым с сыновьями.
Отделка здания была завершена в 1899 году. Как отмечал критик Г. Равич: «Фасад был сочинен под явным влиянием венского der Architekt’а».
Когда проходят трамваи, дом потрясывает. На первом этаже в парадной вздулся пол, раскололся, видимо, проблемы с фундаментом. Или просто вспучило от сырости в подвале.
Занимательные факты
Построенный в 1897-1899 годах доходный дом А.Я. Барышникова является одним из первых в Санкт-Петербурге жилых зданий в стиле модерн.
В квартире на 3 этаже под паркетом жильцы обнаружили тысячи портновских булавок. Старожилы говорили, что здесь была белошвейная мастерская.
1928: Завод фруктовых вод Канцлера, ул. Марата, 31
Текст: Овсянникова Лидия
Фотографии: Добродеев Дмитрий