Адрес: Большой пр. ПС, 83 — Карповки наб., 6 — Петропавловская ул., 8
Архитекторы: Вейс В. К.
Год постройки: 1911-1912
Стиль: Модерн
ИСТОРИЯ ВЛАДЕНИЯ ДОМОМ
Здесь в 1910-е гг. сформировался удачно застроенный квартал. Замыкает эту достроенную часть проспекта по нечетной стороне дом под № 83, построенный по проекту архитектора Василия Константиновича Вейса в 1911–1912 гг. Он создал несколько доходных домов на Петроградской стороне и Васильевском острове. Дом был построен для Антонины Дмитриевны Барановской — жены инженера В. П. Барановского, директора правления «Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества» и «Акционерного общества механических заводов П. В. Барановского». Вейс создал несколько доходных домов на Петроградской стороне и Васильевском острове. Помимо этого Вейс работал в Санкт-Петербургском Совете детских приютов. Вероятнее всего, он был хорошо знаком с будущей владелицей дома А. Д. Барановской, поскольку она тоже активно занималась благотворительностью и являлась почётным членом Общества распространения ремесленного образования среди бедного населения Санкт-Петербурга и общества «Детская помощь».
Есть сведения, что до революции в этом здании находилась контора акционерного общества заводов П. В. Барановского, в которой летом 1917 года В.И. Ленин встречался с Леонидом Красиным.
СТРУКТУРА ДОМА
Архитектуре этого периода были свойственны новые качества — богатство, насыщенность декора, подчеркнутая репрезентативность, символизирующая благосостояние нового заказчика и потребителя — буржуазии. Ансамбль жилых домов, появившихся на участке Большого проспекта от пл. Льва Толстого в сторону р. Карповки, отмечен достаточно сходными объемно-планировочными решениями и сложными архитектурно-художественными образами.
Динамику объемов подчеркивали башни и щипцы, эркеры и балконы, зооморфный декор. Все это в целом значительно повысило роль силуэта дома в панорамном восприятии города. Именно всей этой атрибутикой отмечен видный издалека массивный 6-этажный «Дом А. Д. Барановской», тремя лицевыми фасадами выходящий на Большой проспект, набережную Карповки и Петропавловскую улицу.
Дом состоит из корпусов, образующих замкнутый двор. Лицевые фасады — пластичные и обильно декорированные, имеют центрально-симметричную композицию. Особенной выразительностью отличается часть здания с фигурными фронтонами и шлемовидным куполом башни на углу набережной и Петропавловской улицы.
К настоящему времени утрачены в значительной степени парапетное ограждение (тумбы и металлическая решетка) и металлическая фигура орла, венчавшая центральный фронтон фасада, обращенного на Большой проспект. Массивная (размах крыльев более 2-х метров) скульптура орла, располагаясь на аттике по оси симметрии фасада, оригинально завершала его композиционное решение, придавая облику дома яркий и запоминающийся силуэт.
Первоначально парадный фасад здания, выходящий на реку, имел две симметричные башни, а над фасадом, выходящим на Большой проспект, «парил» цинковый орел. В советское время многие детали здания были утрачены, после настоятельных просьб градозащитников и местных жителей дом включили в программу КГИОПа по реставрации фасадов на 2012 год.
В 2013 году дом ремонтировался. Был восстановлен левый купол, ранее утраченый. В 2014 году завершились работы по ремонту (реконструкции) кровли здания, в ходе которых была восстановлена вторая угловая башенка. Однако скульптура орла, которую собирались воссоздать по сохранившимся чертежам, так и не появилась на фасаде дома Барановской.
ОПИСАНИЕ ДОМА:
Стиль здания не определяется однозначно: при визуальном преобладании поздней эклектике, аттики дома имеют характерные черты модерна.
Первоначально парадный фасад здания, выходящий на реку, имел две симметричные башни, а над фасадом, выходящим на Большой проспект, был украшен скульптурой орла, выполненной в редкой технике цинковой гальваностегии. Автором скульптуры был А. Л. Обер.
Автор скульптуры — Артемий Обер, выдающийся скульптор-анималист. Самое известное его произведение — рельефы памятника И. Крылову в Летнем саду. Кроме того, им выполнена фигура орла на здании Дома Зингера на Невском проспекте, 28. В начале 1990-х годов из-за аварийного состояния каркаса скульптура орла была демонтирована и передана на ответственное материальное хранение. Здание в основном сохранило исторический облик и представляет собой интересный пример жилой архитектуры Санкт-Петербурга 1910-х гг., являясь произведением крупного мастера.
Городской фольклор хранит память о том, что этот орел служил ориентиром для горожан, объяснявших дорогу: «От орла налево». Однако в 1990-х годах скульптура, пришедшая в аварийное состояние, была демонтирована. Дальнейшая судьба оригинальной фигуры неизвестна.
Царственно-гордая птица сидела, чуть подавшись вперед, широко раскинув крылья; ее голова с круглыми навыкате глазами и хищным крючковатым клювом была повернута к реке; широкая грудь и могучие крылья говорили о силе орла. Создавалось впечатление, будто случайно пролетавший орел, чем-то привлеченный, безбоязненно спустился с высоты и только-только сел на крышу большого дома. Металлическая скульптура отличалась особой тщательностью исполнения и представляла собой исключительно редкий пример большого художественного произведения, выполненного в редкой технике цинковой гальваностегии — способа покрытия поверхности одного металла другим при помощи электролиза, аналогично гальванопластике.
В доме сохранились печи. Одна из них находится в парадной (модель № 66 Ракколаниокского завода. Авторами эскиза печи являются финские архитекторы А. Гюльден (Axel Gyldn) и Уно Ульберг).
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ
В 2001 году дом был выявлен как объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
В 2013 году дом реставрировался снаружи. Был восстановлен ранее утраченный левый купол.
В советское время многие детали здания были утрачены, после настоятельных просьб градозащитников и местных жителей дом включили в программу КГИОПа по реставрации фасадов на 2012 год.
В середине ХIХ в. Большой проспект был грязной замощенной булыжником улицей, где селился трудовой люд. Водопровод в этой части города появился только в 1875 г.
Фотографии: Дмитрий Добродеев
Текст: Лидия Овсянникова